Подстаканник. Русский нюанс китайской традиции.
В России изменилась не только суть китайского чаепития, но и произошли некоторые дополнения. В 18 веке чайный стакан стало принято ставить в подстаканник, по началу подстаканники выполняли лишь утилитарные функции – оберегали от ожогов, а в 19 веке подстаканник превращается в некую стильную вещицу тогдашней эпохи и даже приобретает художественную ценность. Подстаканники начали изготовлять из серебра, иногда украшали позолотой, такие вещи могли позволить себе далеко не все.
В 19 веке подстаканник считался самым желанным подарком. Ассортимент подстаканников той эпохи способен поразить человека даже с богатым воображением. Самые известные ювелиры, среди которых такие мастера как Павел Овчинников, Игнатий Сазиков, даже Карл Фаберже разрабатывали дизайны подстаканников, благодаря чему эту вещь можно по праву считать предметом искусства.
Подстаканник, как правило, ограничивался цилиндрической формой, но искусные русские мастера придумывали различные вариации – подстаканники в форме русской избы, плетеного деревенского забора, дремучей чащи. По бокам серебряного подстаканника можно было увидеть различные бытовые и сказочные сюжеты. Что касается ручек – здесь уж фантазии мастеров предела не было. Овальные, с перемычкой, плавные, острые, геометрические – каких только ручек не было на подстаканниках того времени!
Серебряный подстаканник в дореволюционной России – настоящее цельное явление русского быта и художественного промысла страны.