МЕНЮ
<
Быстрый заказ

Укажите свои данные и мы перезвоним Вам!

Имя*
Телефон*
Адрес
доставки
E-mail

Справочник  »   Статьи  »   Реставрация - тонкое искусство, не терпящее ошибок

Реставрация - тонкое искусство, не терпящее ошибок

Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем очень обширную, интереснейшую и непростую тему, так или иначе затрагивающую любого коллекционера, тему реставрации. Для того чтобы собрать содержательную и полезную информацию, мы взяли интервью у опытного практикующего реставратора столицы.

Само по себе понятие реставрации весьма неоднозначно, все дело в том, что реставрация бывает музейная, профессиональная (под заказчика) и любительская.

Музейная реставрация отличается, прежде всего, научным подходом, то есть, изначально предмет досконально изучается, делается паспорт изделия, где указывается его состояние и все сопутствующие данные, ставятся задачи, определяемые научным сообществом, иными словами – коллективом. Это еще одно отличие музейной реставрации от других видов – здесь все решает не один реставратор, решение принимается на нескольких уровнях множеством людей, причем это касается любого предмета, будь он хоть из дерева, хоть из металла, хоть маленький, хоть большой. Еще один важный нюанс заключается в том, что музейная реставрация выполняется исключительно профессионалами, а именно людьми, имеющими определенную аттестацию в нужном направлении.

Профессиональная реставрация. Целей у такой реставрации может быть огромное количество: под заказчика (по его основным требованиям), для подарка, под интерьер и т.д. Делается такой заказ непосредственно мастеру - реставратору опираясь в основном на пожелания заказчика и именно его понимания того, что же все - таки должно получиться в конечном итоге. Все тонкости варьируются. Так, к примеру, на предмете из дерева можно заметить выцветание верхних слоев лака и краски, в некоторых случаях и выцветание древесины. Все эти качественные и цветовые градации реставратор может корректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Это касается даже самых тончайших мелочей, например таких, как градация блеска лака.

Если стоит задача сделать изделие как новое (что довольно редкое явление в антикварном мире), то происходит отделка шеллаком, благодаря чему оно будет выглядеть даже более чем обновленным. Но когда мы берем изделие, которое не было реставрировано, мы сможем увидеть так называемые следы времени, наслоение веков. Наслоение веков подразумевает определенный отпечаток времени и деятельности человека над предметом – любой лак, любая отделка, даже металл рано или поздно протирается от пыли, причем зачастую хозяйками используются восковые или любые другие химические средства, тем самым стирается верхний слой, затираются края и т.д. Но если вернуть изделию тот вид, в котором его покупала, к примеру, хозяйка 200 лет назад, то сегодня оно будет смотреться совершенно новым, а интереса к подобного рода старинным изделиям не возникнет, так как пропадает тот самый особый шик старины.

Приемы. Основные, базовые приемы известны каждому начинающему реставратору, их легко можно найти в сети в общедоступных источниках по топовым запросам: «как сделать матовую поверхность на шеллаке», «как отреставрировать старый комод», «как инсценировать бронзу», «как сделать патину своими руками» и т.д. В большинстве своем это обобщающие статьи, а вот дальше начинается самое интересное – а именно, углубление в таинственный мир реставрации, самостоятельное изучение нескончаемых стилей, эпох, поиск определенных техник прошлого.… Здесь стоит отметить, что в абсолютном большинстве, реставраторы люди довольно скрытные. Хорошие реставраторы годами наживают способы и приемы при помощи которых отрабатывают свои техники, эти знания и умения становятся индивидуальными, и, не каждый реставратор захочет рассказывать о них.

Между профессиональной и любительской реставрацией очень много схожих градаций и в то же весьма много отличий.
Любительская реставрация. Главный рецепт – это смелость в экспериментировании. Если не экспериментировать с химией, с отделочными материалами, с подходами, с сочетаниями паек, металлов и всевозможными «штучками» реставрации – ничего не выйдет. Реставратор, даже начинающий, должен иметь смелость и возможность для экспериментов, возможность проходить этот путь методом проб и ошибок. Бесконечное множество техник, индивидуальный подбор техники под каждый предмет.

Еще один совет начинающим реставраторам: прежде всего, взяв в руки предмет, надо понять, что хочешь получить в финале. Изначально определяется первоначальный облик, все тонкости стиля и эпохи, какой был отделочный материал, какие произошли утраты, потертости (все потертости не удаляем). Стоит также учитывать красочный слой, утраченный при реставрации, если таковая уже производилась. Изделие надо изучить, потрогать, иногда надо отставить в сторону на время. Это творческий процесс не терпящий спешки и в любом случае требующий смелости и уверенности. Пробовать лучше на простых и на дешевых вещах.
Продолжение следует…