5 вещей, которые нужно знать о нэцкэ
Как и все ценные предметы искусства, нэцкэ передает сущность определенного времени и места. Нэцкэ носили как часть традиционного японского мужского костюма, начиная с 17-го века, и цель нэцкэ была сверхспецифична. Функциональная простота давала художникам неограниченную свободу постоянно пересматривать то, что могло бы быть воплощено в этих японских фигурках. Формально у нэцкэ есть несколько требований: они должны быть маленькими, у них должны быть отверстия, через которые можно пропустить один шнур, и у них не может быть отличительных выпуклостей, которые могли бы повредить кимоно. Все остальное зависело от воображения художника. Фигурки дифференцируются по стилю, предмету и материалу также широко, как и по личностям японских резчиков.
1. Необходимость была основой «изобретения» нэцкэ
Миниатюрные фигурки изготовлялись в качестве атрибута для костюма в Японии 17 века. У мужского кимоно зашитых рукавов попросту не было - рукава полностью распахнуты, это означало, что рукава нельзя использовать в качестве карманов, как в женских кимоно. Чтобы носить с собой такие вещи, как табак, лекарства или другие предметы первой необходимости, мужчины вывешивали небольшие сосуды на веревках, закрепленных под широкими сзади, которые удерживали кимоно на месте. На другом конце шнуров мужчины прикрепляли небольшие декоративные предметы в качестве противовесов; такие противовесы и превратились в нэцкэ.
2. Это отчетливо японская форма искусства
Нэцкэ, которые мы знаем сегодня, - это явно японская форма искусства. По мере развития формы и того, как резчики по нэцкэ начали по-настоящему конкурировать друг с другом в поиске новых и индивидуальных способов обращения с материалом, она действительно стала локализованной формой искусства, никак не пересекающейся с какой–либо формой искусства в Китае. «Эволюция» японских нэцкэ продолжалась вплоть до 19 века.
3. Мотивы нэцкэ отражали более широкие тенденции в искусстве
Ранние нэцкэ не были настолько искусно декоративными. Рассматривая картины 16 – 17 веков, можно отметить, что на них изображены нэцкэ в виде маленьких тыкв, вероятнее всего сделанные из них же. Резные фигурки начали появляться лишь в начале 18 века.
По мере развития искусства нэцкэ набирал обороты и своеобразный словарь дизайна миниатюрных скульптур, охватывающий мифологических созданий, атрибутику культа, зодиакальных существ, актеров кабуки и героев литературы. Фигурки могли даже быть в своем роде вызовом - эротичными по своей сути или использоваться как социальная сатира. Дизайн часто отражал более широкие тенденции в японском искусстве.
С наступлением 19-го века в дизайне нэцкэ появились атрибуты, которые можно увидеть в повседневной жизни. Это была эстетика, которая распространялась по всему японскому искусству. Проявлялся большой интерес к простому человеку - людям на работе или людям, занятым юмористическими действиями, конкурсами и играми.
4. Вполне вероятно, что нэцкэ всегда были предметами коллекционирования
Вероятнее всего, миниатюрные японские скульптуры нэцкэ носили, как сегодня ювелирные изделия – часы и сумки, для соответствия различным случаям. Японские мужчины собирали нэцкэ для диверсификации своих гардеробов.
Тем не менее, по мере того как западная мода все больше влияла на Запад, нэцкэ исчезли из повседневного использования. Западники взялись за коллекционную индустрию. В период Мэйдзи, сразу после открытия Японии на Западе в 1854 году, американцы и европейцы обнаружили нэцкэ и немедленно начали собирать их. Западные жители были настолько заинтригованы нэцкэ, что резчики продолжали зарабатывать на жизнь, продавая их западным людям.
5. Нюансы подписи
На некоторых нэцкэ есть подпись, на других она отсутствует. В любом случае, желательна экспертиза. Самые дорогие нэцкэ великолепной искусной работы зачастую не имеют подписи. Иногда резчик не ставил подпись на произведении искусства, если, например, он создавал что-то для кого-то выше своего круга. Но все-таки переписчики иногда подделывали подписи своих знаменитых современников, что затрудняло коллекционерам определять происхождение фигурок.
Истинное знание искусства нэцкэ требует одержимости. По некоторому мнению существует целая субкультура нэцкэ так же, как, к примеру, коллекционирование японских мечей или табакерок. Сегодня, в мире коллекционирования множество людей, для которых коллекция нэцкэ исключает все остальное из мира искусства и антиквариата.
В нашем каталоге Вы можете купить нэцкэ и узнать много интересного о каждом предмете!