Секреты древних навигаторов
Секстанты довольно широко применялись в морской навигации для определения координат корабля с 1730 года. На нашем сайте есть уникальный cекстант с тремя сменными объективами, в полной оригинальной комплектации, в футляре из красного дерева. Но с чего же началась история морской навигации?
Земля и воздух
Первые моряки не упускали из виду землю. Это и был первый трюк навигации — следуй за побережьем.
Для того, чтобы найти старое рыболовное угодье или простой путь через мелководье, нужно было в первую очередь выровнять ориентиры, к примеру, ближайшую к отдаленной точке на суше скалу; выполнение такого несложного действия в двух направлениях одновременно давало более или менее точное геометрическое положение на поверхности моря.
Сенсорика
А именно обоняние и слух также помогали мореплавателям. Древние греки научились следовать за облаками, которые образуются над землей из частичек песка, которые приносило с суши, а также за запахами и звуками, которые могут распространяться далеко в море.
Но что, если земли не было поблизости? Финикийцы смотрели на небеса. Солнце, движущееся по обычно безоблачному средиземноморскому небу, дало им направление и четверть. Направления, которые мы обозначаем сегодня как восток и запад, финикийцы обозначали как Асу (восход) и Ereb (закат), морфемы, которые и сегодня живут в названиях Азии и Европы. Ночью моряки ориентировались по звездам. В любое время года в любой точке земного шара солнце и звезды находятся над горизонтом на определенных фиксированных «высотах» - расстоянии, которое моряки могут измерить с помощью простейшего инструмента — пальцев, положенные горизонтально один на другой на расстоянии вытянутой руки. Как писал александрийский поэт Каллимахос, Философ Фалес Милетский учил моряков Ионии плавать в созвездии Малой Медведицы за 600 лет до рождества Христова.
Птицы и волна
У норвежцев были в распоряжении другие навигационные средства, поскольку в летние периоды звезды практически месяцами не появлялись в высоких широтах. Один метод, на который они полагались — наблюдение за поведением птиц. Моряк, размышляющий о том, в каком направлении лежит земля, мог просто проследить за летящей мимо лодки птицей. Если клюв морской птицы полон, то морские волки узнавали, что она направляется к своему лежбищу; если он пуст - она направляется в море, чтобы заполнить его. Одним из первых норвежских моряков, которые рискнули совершить путешествие в Исландию, был человек, известный как Ворон-Флоки, из-за его привычки держать воронов на своем судне. Когда он думал, что приближается к земле, Ворон-Флоки выпускал воронов, которых намеренно держал голодными. Зачастую они летели «по прямой линии» прямо к земле.
Обращение к птичьим тропам было лишь одним из многочисленных методов обнаружения убежища, используемых полинезийцами. Навигационные достижения народов Полинезии, возможно, никогда не были превзойдены. Полинезийцы преодолевали тысячи миль бескрайнего океана, чтобы добраться до отдаленных островов по всей южной части Тихого океана. Современные навигаторы по-прежнему с изумлением ломают голову от их достижений.
Подобно тому, как эскимосы изучают снег, полинезийцы наблюдали за волнами, направление и тип которых раскрывали полезные навигационные секреты. Они следовали за слабым отблеском на горизонте к крошечным островкам, которые были скрыты под краем света. Моряки на Маршалловых островах строили сложные карты из пальмовых веток и раковин каури. Эти гениальные графики, которые существуют сегодня можно встретить лишь в музеях, обозначают практически все, начиная от положения островов и заканчивая преобладающим направлением волн.
Диаграмма и компас
Карты помогали мореплавателям с тех пор, как александрийский астроном Птолемей создал первый мировой атлас во втором веке нашей эры. Еще до Птолемея существовали направления плавания — греки называли их Периплус или «кругосветное плавание», - которые были собраны из информации, полученной от моряков чужестранцев. Один из них, Периплус Эритрейского моря, документ, написанный в первом веке греческим купцом, живущим в Александрии, описывает торговые пути, ведущие на восток до Индии. К 10-му веку итальянские портоланы предоставили подробные указания, расстояния, глубины и описания прибрежных зон, а к 13-му веку стали появляться морские карты с масштабом и азимутами.
Но, наиболее масштабное продвижение в истории навигации произошло с появлением компаса. Китайцы, очевидно, знали о силах магнетизма еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Как говорят историки, одна армия победила другую, в то время когда поле битвы было окутано густым туманом. С помощью устройства, известного как «колесница, указывающая на юг». Это была стандартная колесница для перевозки королевской семьи с маленькой вращающейся фигурой, установленной спереди, которая из-за магнетизма всегда указывала на юг. (Китайцы предпочли, чтобы стрелка указывала на юг, а не на север.)
Первое упоминание о компасе на Западе пришло от англичанина Александра Неккхэма, который в 1187 году написал, что «моряки используют магнитную стрелку, которая качается в точке и показывает направление на север, когда погода пасмурная». Несмотря на свою полезность, компас не сразу получил широкое распространение, так как многие моряки считали, что им управляет черная магия. Между тем, моряки полагались на природные силы, которые они могли легко постичь.
В нашей коллекции Вы найдете удивительные компасы, к примеру, экземпляр начала 20 века - компас "Weilbach". Номер прибора 4314. Диаметр подвесного компаса 135 мм.
На компасе присутствует табличка с гравировкой.
Течения и ветер
С незапамятных времен подводные течения помогали или путали великих путешественников и моряков. Отцом североатлантических течений считается Гольфстрим, и он был назван так не кем иным, как Бенджамином Франклином. Будучи заместителем генерального почтмейстера Великобритании в 18 веке, Франклин заметил, что его почтовые корабли в американские колонии плыли больше времени, чем китобойные суда. Опрашивая китобоев, он узнал о мощном течении, берущем начало из Мексиканского залива и простирающемся на северо-восток в Северную Атлантику.
Подобно течениям, ветра всегда были не менее важны для моряков. Направления воздушных масс на старых пожелтевших картах были не просто украшением. Например, в Индийском океане зарождается северо-восточный муссон и направляется в прохладную сухую зиму Африки, а возвращается юго-западный муссон в субконтинент жарким влажным летом. Полинезийцы, чтобы совершить свой ежегодный рейс из Таити на Гавайи, пройдя несколько тысяч миль, отправились в путь на преобладающем юго-восточном ветре, установив правый курс и направляясь на северо-восток.
Солнце и звезды
На протяжении тысячелетий, все моряки от финикийцев до полинезийцев, знали, что небеса оставались лучшим способом найти положение севера и юга. На протяжении веков изобретались все более сложные приборы для измерения высоты солнца и звезд над горизонтом. Гномон работал как солнечные часы, позволяя людям определять свою широту по длине тени солнца, отбрасываемой на диск, плавающий в воде.
В средние века моряки полагались на астролябию, металлический диск, который держался на маленьком кольце. Диск имел шкалу с градусами и линейку для измерения высоты астрономического тела. Другие средневековые моряки предпочитали поперечный посох (также он имеет название «Посох Якова»), он представлял собой Т-образное устройство. Предназначался для измерения углов и широты и применять его приходилось постоянно глядя на солнце. Так как слепота была результатом частого использования, исследователь Джон Дэвис изобрел вспомогательный аппарат в 1595 году, который позволил получить то же самое измерение, спиной к солнцу. Но все же секстант был самым продвинутым из этих устройств, позволяя морякам определять свою широту с точностью до одной-двух морских миль, даже на сильно качающейся палубе.
В нашем каталоге антиквариата представлено множество старинных навигационных приборов, а так же предметов на морскую тематику. Антикварные навигационные приборы, это уникальный и интересный подарок, также эти предметы служат отличным элементом декора, и конечно их можно использовать по прямому назначению.